07.08.2019 в целях обеспечения реализации на ярмарках выходного дня города Рязани качественной и безопасной пищевой продукции проведен практический семинар-совещание для товаропроизводителей о необходимости соблюдения требований действующего законодательства при хранении и реализации продукции животного происхождения, организованный Министерством промышленности и экономического развития Рязанской области совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области. В мероприятии приняли участие представители Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, главного управления ветеринарии Рязанской области, а также около 60 представителей товаропроизводителей-участников ярмарок выходного дня города Рязани.

Указанная работа направлена в первую очередь на профилактику нарушений, решение проблемных вопросов и разъяснение требований действующего законодательства хозяйствующим субъектам. В ходе семинара участники обсудили вопросы оформления ветеринарных сопроводительных документов с использованием ФГИС «Меркурий», соблюдения требований к хранению, перевозке и реализации подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции.

С целью обеспечения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, личными подсобными хозяйствами), осуществляющими реализацию подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции на ярмарках выходного дня и профилактики нарушений, Управление разъясняет следующее.

Каждому хозяйствующему субъекту, осуществляющему реализацию подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции на ярмарках выходного дня, необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии, в том числе в части оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее по тексту – ВСД) на подконтрольную продукцию.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее по тексту – ТР ТС 021/2011), непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность (ветеринарным сопроводительным документом). Переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе (подлежит декларированию соответствия – ст. 23 ТР ТС 021/2011).

При этом полный перечень продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648. Управление обращает внимание, что с 1 июля 2019 года стало обязательным оформление ветеринарных сертификатов на готовую животноводческую продукцию, включая сыр, масло и молочные консервы. Временное исключение составляют следующие товарные позиции, на которые ветеринарные сертификаты начнут оформляться с 1 ноября 2019 года:

- питьевое молоко (пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное, ультравысокотемпературно – обработанное молоко, изготовленное промышленным способом и упакованное в потребительскую упаковку);

- изготовленная промышленным способом и упакованная в потребительскую упаковку кисломолочная продукция, выработанная из молока, прошедшего термообработку;

- мороженое.

Управление обращает внимание, что каждый хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в ФГИС «Меркурий». При этом в случае осуществления деятельности по хранению и реализации продукции на нескольких торговых точках, в ФГИС «Меркурий» должна быть оформлена каждая такая площадка по месту фактического осуществления деятельности. Кроме того, хозяйствующим субъектом должно быть обеспечено соблюдение требований в части «гашения» ВСД в течение 1 рабочего дня после доставки и приемки подконтрольного товара в месте назначения.

Управление подчеркивает, что наличие сопроводительной документации (ветеринарных сопроводительных документов, деклараций о соответствии, товарных накладных) должно быть обеспечено непосредственно на торговой точке. Так, хозяйствующий субъект, как по требованию контролирующих органов, так и по просьбе покупателей, обязан по своему выбору представить номер электронного ВСД, оформленного на подконтрольный товар, или предъявить соответствующий этому ВСД двумерный матричный штриховой код, сформированный ФГИС, или представить распечатку формы для печати оформленного в электронной форме ВСД.

При хранении и реализации переработанной пищевой продукция животного происхождения необходимо наличие декларации о соответствия указанной продукции. В случае наличия такой продукции в «Перечне продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами», утвержденном приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648, оформление ВСД также обязательно.

Непредставление ВСД на подконтрольную продукцию, входящую в перечень продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648, свидетельствует о нарушении требований «Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов», утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 № 589, и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ с наложением штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Вместе с тем, Управление подчеркивает необходимость наличия на продукции, находящейся на хранении и реализации, маркировки, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, позволяющей, в том числе, установить наименование и адрес изготовителя, наименование продукции, дату ее производства (изготовления) и срок годности. Пищевая продукция, не имеющая маркировки, является обезличенной, не представляется возможным сопоставить данную пищевую продукцию с ветеринарными и иными сопроводительными документами, и, следовательно, судить о ее безопасности в ветеринарно-санитарном отношении.

В соответствии с п. 2 «Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении»,  утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263, некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая: не соответствует требованиям нормативных документов; имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке такой продукции; не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации; не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли; не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которой не имеется такой информации. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.

Согласно п. 4 «Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении»,  утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263, пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения такая продукция в присутствии представителя органа государственного надзора денатурируется ее владельцем любым технически доступным и надежным способом, исключающим возможность ее использования в пищу.

На основании вышеизложенного, обезличенная пищевая продукция, а также продукция с истекшим сроком годности, должна быть изъята из обращения и утилизирована (уничтожена) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Также Управление считает необходимым напомнить о неукоснительном соблюдении хозяйствующими субъектами температурного режима хранения и перевозки пищевой продукции, установленных изготовителем (производителем) и требованиями технических регламентов.

Так, факт хранения и реализации обезличенной пищевой продукции, продукции с истекшим сроком годности, а также нарушение температурного режима перевозки и хранения пищевой продукции, свидетельствуют о нарушении хозяйствующим субъектов требований технических регламентов и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

С целью получения разъяснений по вопросам, возникающим в ходе осуществления деятельности при реализации животноводческой продукции на ярмарках выходного дня города Рязани, Вы можете обращаться в адрес Управления посредством личного обращения в Управление (390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 17), направления письменного запроса по адресу: 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 17, или через электронную приемную на официальном сайте Управления: http://rsnadzor.ru/mail