05.06.2019 года в период с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут при проведении внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований земельного законодательства РФ в целях предотвращения угрозы причинения вреда окружающей среде  в отношении юридического лица ООО «Газпром Трансгаз Москва» на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки № 386/вп Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям на земельных участках с кадастровыми номерами: 62:12:0020411:366, 62:12:0000000:228 установлено, что согласно постановлению о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 30.11.2018 года и материалам уголовного дела представленного Шиловским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Рязанской области в результате взрыва магистрального газопровода «Средняя Азия-Центр 3 и работ по ликвидации последствий данного взрыва (а именно ликвидации пожара и образовавшегося котлована длиной 25 м., шириной 15 м. и глубиной 6 м.), организованных юридическим лицом ООО «Газпром Трансгаз Москва», произошло самовольное снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы при помощи тяжёлой техники (предположительно бульдозеров и трубоукладчиков), в 900 метрах к юго-востоку от д. Малиновка Путятинского района Рязанской области на площади 1,846 га образовалось место перекрытия неплодородными компонентами почвы (супесь, суглинок) перемешанных с верхним плодородным слоем почвы и древесными остатками (сучья, ветки, фрагменты стволов, корневища древесной растительности). Также на данной территории обнаружены следы термического воздействия (остатки пепла сгоревшей древесной растительности).

С территории земельных участков, на которой произошло перекрытие неплодородными компонентами почвы и с территории котлована с глубин 0-20 см были отобрано 5 проб на сравнительный анализ агрохимических показателей и также с неповрежденной территории обследованных земельных участков с глубины 0-20 см отобраны 3 фоновые пробы.

Согласно протоколам испытаний представленным ФГБУ ЦНМВЛ от 02.07.2019 года установлено,  1)  на площади 1,0135 га, где произошло перекрытие неплодородными компонентами почвы, расположенной в южной части кадастрового квартала: 62:12:0020411 выявлено ухудшение плодородия выразившееся в снижении агрохимических показателей по сравнению с фоновой пробой взятой с ненарушенной части участка именно: произошло снижение показателей органического вещества на 78,5-89% по сравнению с фоновой пробой (показатель гумуса в отобранных объединенных общих пробах 1-2% - в объединенной фоновой пробе  9,3%). 2) на площади 0,2 га, где произошло перекрытие неплодородными компонентами почвы, расположенной в северной части земельного участка с кадастровым номером: 62:12:0000000:228 выявлено ухудшение плодородия выразившееся в снижении агрохимических показателей по сравнению с фоновой пробой взятой с ненарушенной части участка именно: произошло снижение показателей органического вещества на 57 % по сравнению с фоновой пробой (показатель гумуса   в отобранной объединенной общей пробе 1,3% - в объединенной фоновой пробе  3%) снижение показателей подвижного калия на 59% по сравнению с фоновой пробой (показатель подвижного калия в отобранной объединенной общей пробе 31 мг/кг - в объединенной фоновой пробе  76 мг/кг), снижение показателей подвижного фосфора на 38,3% по сравнению с фоновой пробой (показатель подвижного фосфора в отобранной объединенной общей пробе 37 мг/кг - в объединенной фоновой пробе  60 мг/кг), 3)  на площади 0,6325 га, где произошло перекрытие неплодородными компонентами (0,5785 га) и снятие верхнего плодородного слоя почвы (0,054 га), расположенной в южной части земельного участка с кадастровым номером: 62:12:0020411:366 выявлено ухудшение плодородия выразившееся в снижении агрохимических показателей по сравнению с фоновой пробой взятой с ненарушенной части участка именно: произошло снижение показателей органического вещества на  дне котлована на площади 0,054 га на 98,6 % по сравнению с фоновой пробой (показатель гумуса   в отобранной объединенной общей пробе  менее 0,1% - в объединенной фоновой пробе  7,2%), снижение показателей подвижного калия на 52% по сравнению с фоновой пробой (показатель подвижного калия в отобранной объединенной общей пробе 28 мг/кг - в объединенной фоновой пробе  58 мг/кг), снижение показателей подвижного фосфора на 58,3% по сравнению с фоновой пробой (показатель подвижного фосфора в отобранной объединенной общей пробе 25 мг/кг - в объединенной фоновой пробе  60 мг/кг), снижение показателей органического вещества на  месте перекрытия неплодородными компонентами на площади 0,5785 га на 86,1% по сравнению с фоновой пробой (показатель гумуса   в отобранной объединенной общей пробе  1% - в объединенной фоновой пробе  7,2%),   снижение показателей подвижного фосфора на 10% по сравнению с фоновой пробой (показатель подвижного фосфора в отобранной объединенной общей пробе 54 мг/кг - в объединенной фоновой пробе  69 мг/кг).

Таким образом в результате взрыва магистрального газопровода «Средняя Азия-Центр 3 нитка и работ по ликвидации последствий данного взрыва (а именно ликвидации пожара и образовавшегося котлована длиной 25 м., шириной 15 м. и глубиной 6 м.) юридическое лицо ООО «Газпром Трансгаз Москва» организовало самовольное снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 62:12:0020411:366 на площади 0,054 га, в результате чего произошло ухудшение плодородия почвы, выразившееся в снижении агрохимических показателей на вышеуказанной площади, ответственность за совершение указанных действий предусмотрена ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы является правонарушением, влекущим административную ответственность. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Объективную сторону образует действие по снятию и перемещению плодородного слоя почвы.

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800, деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В ходе проверки, проект рекультивации нарушенных частей земельных участков ООО «Газпром Трансгаз Москва» не был представлен, все работы по ликвидации последствий аварий производились без проекта рекультивации нарушенных частей земельных участков, в нарушение п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800. 

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении были учтены возражения ООО «Газпром Трансгаз Москва» к акту проверки, однако изложенные доводы юридического лица об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ не находят своего подтверждения материалами проведенной проверки. Объективную сторону состава ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, образует действие по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, в данном случае действия юридического лица ООО «Газпром Трансгаз Москва» по ликвидации аварии на газопроводе, связанных с нарушением почвенного слоя и устранением образовавшегося котлована, без утвержденного проекта рекультивации нарушенных частей земельного участка, что привело к перемешиванию плодородного слоя почвы с неплодородными компонентами.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении ООО «Газпром Трансгаз Москва» был представлен разработанный проект рекультивации нарушенных частей земельного участка, утвержденный в августе 2019 года, кроме того, ранее юридическое лицо ООО «Газпром Трансгаз Москва» к административной ответственности Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям не привлекалось, работы по устранению последствий самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, вызванные ликвидацией последствий аварии на земельном участке, в дальнейшем будут производиться в соответствии с разработанным ООО «Газпром Трансгаз Москва» проектом рекультивации. Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства совершения административного правонарушения, административное правонарушение может быть признано малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.

Учитывая характер совершенного правонарушения и отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям применить малозначительность правонарушения и объявить устное замечание. Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Москва» ввиду малозначительности