В полномочия отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям входит наблюдение за исполнением земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения.

Эта работа предполагает проверку правильности использования земли в сельскохозяйственном производстве, выявление несанкционированных мест перекрытия плодородного слоя почвы различными отходами, либо порчи земли, когда без разрешительной документации на полях производится выемка грунта.

Уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора при выявлении противозаконных действий принимаются меры по привлечению виновных к административной ответственности, выдаются предписания с указанием срока для устранения нарушения. Кроме того, после привлечения к ответственности в некоторых случаях производится расчет ущерба окружающей среде.

Такие случаи указаны в Методике исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика).

Более конкретно, то это размер вреда, причиненного почвам в результате:

а) несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

б)порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические и физические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Статья 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Так, в 2018 году отделом земельного надзора на территории Тамбовской области рассчитан вред, причиненный почвам, как объекту окружающей среды, на общую сумму 91 млн. руб. Все нарушения, по которым рассчитан и предъявлен ущерб, связаны с порчей земли, где на больших площадях полей без разрешительных документов был самовольно снят и перемещен плодородный слой почвы и где без проведения рекультивационных восстановительных работ невозможно использовать в сельхозпроизводстве нарушенные земли, а также не мало нарушений связано как с химическим загрязнением почв, так и с порчей верхнего плодородного слоя почв путем перекрытия.

В случае игнорирования со стороны нарушителей закона претензий, исковые заявления незамедлительно передаются на рассмотрение в суды по подведомственности.

Таким образом, перед проведением любых внутрихозяйственных работ на землях сельскохозяйственного назначения, юридические лица, независимо от формы собственности, индивидуальные предприниматели и граждане, должны четко знать требования действующего законодательства. Прежде всего, это статьи 12, 13, 42, 77, 78, 79 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, определены в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.1995.

Перед проведением внутрихозяйственных (строительных) работ у правообладателя участка в обязательном порядке должны быть в наличии два документа: 1) проект рекультивации и 2) разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

 Их отсутствие расценивается надзорным органом, как нарушение земельного законодательства и влечет привлечение к административной ответственности в соответствии  со статьей 8.6. КоАП РФ, и дальнейшее  предъявление расчета ущерба окружающей среде, за причиненный вред.