Букет составляют из одного или двух видов цветов, не считая зелени для аранжировки, которой может и не быть в букете. Цветы и зелень в букете лучше располагать свободно, иначе пропадает красота форм и окраски. 
Рыхлые букеты всегда более привлекательны, чем плотные. Головки цветов не должны располагаться в одной плоскости. Цветы разной высоты выглядят живее, свободнее и естественнее. Крупные округлые цветы не должны быть обращены один к другому или вниз, а тем более не должны свисать. Нельзя допускать, чтобы вертикально располагающиеся стебли перекрещивались между собой, а головки цветов исчезали в декоративной зелени. 
Для большего декоративного эффекта цвет вазы, в которую помещают цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным: черным, белым или серым. Правильно найденная композиция букета с вазой, в которой цветы должны располагаться в определенном порядке, тоже имеет большое значение для восприятия глаза. Внизу, как правило, располагают крупные, яркие цветы, вверху – те, что мельче, нежнее. 
Чтобы составить приятную для восприятия асимметричную треугольную композицию при числе цветов менее 12, следует брать нечетное число цветов, а вазу с цветами выдержать в определенных пропорциях. 
При постановке цветов в плоскую вазу самый высокий цветок должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. 
Как сообщают специалисты отдела фитосанитарного и семенного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, в любом букете должна быть «фокусная точка». Это такое место, где отдыхает глаз. Это могут быть более крупные цветы, или большее количество мелких цветов, или цветы более светлых тонов. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она забьет всю композицию. 
Одним из основных элементов составления букета является цвет, создающий гармонию красок. Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Подбор цветов по их спектральной близости, например, герберы красной, оранжевой окраски, называют букетами аналогичной гармонии. 
Если при составлении букетов используют цветы, различные по тональности, расположенные в противоположных частях спектра, их называют букетами гармонического контраста. Здесь одна окраска как бы усиливает другую. 
При использовании трех и более окрасок, равно отстоящих одна от другой в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию. 
По форме букеты могут быть разными, но все они должны повторять то естественное положение цветов, листьев, трав, в котором они находились в природе. 
Букеты бывают круглые и односторонние. Круглые букеты собирают так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Ими оформляют помещения для приема гостей и других торжественных церемоний.
Перед тем как собрать круглый букет, цветы группируют по размерам и линиям стеблей. Прямой и самый длинный стебель ставят в центре, а более короткие и изогнутые – по краям. Цветы разворачивают так, чтобы они смотрели вперед, стебли не пересекались, а аранжировочная зелень располагалась внутри и вокруг букета.
Односторонние букеты составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена лишь наружная сторона букета. При этом длинные стебли устанавливают сзади, более короткие – впереди. Центр букета заполняют цветами более яркой окраски, а аранжировочная зелень обрамляет их или может ниспадать. Односторонние букеты в вазах могут быть небольшими настенными и большими юбилейными, праздничными.